Достижения и новые вызовы: в Хабаровском крае подводят предварительные итоги путины и готовятся к нововведениям
На повестке - обновление флота
9 октября, 15:55
Поделиться новостью
Для рыбопромышленников 2025-й смело можно назвать годом перемен. В начале года при содействии региональных властей представители отрасли смогли достичь компромисса при принятии поправок в ФЗ «О рыболовстве». Путина проходит без неприятных неожиданностей, однако новости о грядущих новеллах в законодательстве все же потребуют дополнительных усилий. В 2030 году правительство РФ планирует ограничить использование ветхого флота — судов, спущенных на воду более 40 лет назад. Бизнес в крае уже обсуждает подготовку к изменениям, а правительство Хабаровского края выдвигает развитие судостроения в регионе на федеральную повестку.
Улов и право на него: итоги путины 2025 в Хабаровском крае
Начнем с достигнутого компромисса. Рыбопромышленникам пошли на встречу, предоставив возможность перезаключить договоры на право пользования промысловыми участками. Условия оплаты сделали более лояльными, разбив сумму не на три, а на четыре платежа. Время для использования шанса еще остается. Пока сохранить за собой рыбные места решились немногие предприниматели региона.
— У нас есть примеры перезаключения, но это было необходимостью — в 2024 году заканчивался прежний договор. По девяти по подзоне Приморья были перезаключены договоры, но там объемы мизерные. Безусловно, тем, кто работает в подзоне Приморья, желательно подписать договоры в этом году, чтобы из расчета выпал 2025-й. Цифры тогда будут гораздо меньше, и сумма платежа тоже, — отметил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
Сергей Рябченко
Вероятно, часть рыбопромышленников в поиске средств рассчитывала на реализацию продукции, добытой во время путины 2025 года. И здесь улов задался, хоть и не с рекордными, как это было в 2024-м году, показателями. Напомним, что в прошлом году предприятия Хабаровского края добыли около 40 тысяч тонн лосося. Прогнозы на этот год были скромнее — порядка 36 тысяч тонн. И, по предварительным подсчетам, примерно такой объем и попал в сети.
Сергей Рябченко назвал цифру в 34 тысячи тонн, добавив, что финальный результат можно будет оценить только в январе следующего года, когда представители общин КМНС предоставят свои отчеты.
— Очень хорошо в этом году сработала подзона Приморья, южная часть — это Совгаванский район. Здесь взяли около 11 тысяч тонн горбуши. По осенней кете в бассейне реки Амур за последние шесть лет — также лучший результат, и это при прогнозе в 10,8 тысячи тонн. Может, приблизимся к 9,5 тысячи. Но это тоже без учета результатов от КМНС. Результат неплохой, — отмечает глава региональной ассоциации.
Впрочем, почивать на лаврах предприятиям не придется. Впереди — новые вызовы.
Ветхий флот уйдет под замену?
В правительстве РФ активно обсуждается перспектива введения ограничений на использование ветхого флота к 2030 году. Под эту категорию подпадут суда, построенные более 40 лет назад. И это, как прогнозируют во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), может привести к падению добычи водных биологических ресурсов в стране на 40%. В этом же документе указано, что к 2035 году только четверть флота переживет сокращение и сможет продолжить промысел. При этом вылов на Дальнем Востоке рискует сократиться в 3,7 раза, составив всего 950 тысяч тонн.
Члены ВАРПЭ также подчеркнули: обновление флота взамен ликвидированного в предложении не учитывается. А ведь после введения ограничений придется компенсировать отправленные в утиль суда. Потребуется построить 533 новых единицы к 2030 году. По инвестквотам планируют собрать лишь 475 судов, потребность в новой технике высока.
— У нас из 15 крупнотоннажных судов девять к 2030 году будут иметь возраст 40 плюс. Это около 64% судов, которые выходят из оборота. Также примерно 40% приходится на сокращение среднетоннажного флота. Вылов в прошлом году составил в Хабаровском крае приблизительно 560 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. С выходом из промысла такого количества флота — ибо заменить его нечем — выпадает более половины объема, — описывает возможные риски Сергей Рябченко.
В качестве ответа на подготовку законодательной новеллы руководители Росрыболовства, Минсельхоза России, Ассоциации, в том числе из Хабаровского края, подготовили общие выкладки по структуре и возрасту флота до 2030 года и направили их в правительство РФ. Как и в случае с поправками в ФЗ «О рыболовстве», бизнес и власти региона идут рука об руку.
— Я считаю, что мы должны сначала определиться, какой объем мы сможем заместить, на какие деньги и на каких условиях. Иначе, это «хотелки и желания». В целом, во всей отрасли Российской Федерации заместить 530 судов в рамках современных условий практически невозможно. Если морской регистр судоходства выпускает судно на промысел, это и определяет его годность. Оно может исправно функционировать и в 50 лет, и в 60, и в 70. Слово «ветхий», как по мне, здесь совсем неуместно. Главное — судно проверили, оно прошло капитальный ремонт, реновацию и готово к работе, — рассказал Сергей Рябченко.
Эксперт оценил стоимость строительства одного крупнотоннажного судна в сумму порядка 15 млрд рублей. При этом рыболовство остается одним из ключевых источников инвестиций в основной капитал агропромышленного сектора страны.
— Во-первых, это резко снизит объемы вылова. Во-вторых, мы потеряем рабочие места. В-третьих, снизятся налоги в бюджет. И в-четвертых, ставится под угрозу выполнение Доктрины продовольственной безопасности РФ. Этот же вопрос обсуждается сейчас во всех регионах Дальнего Востока и в других бассейнах. Надеемся, что поручение будет или изменено, или каким-то образом скорректировано, — говорит Сергей Рябченко.
Обсуждение изменений начали еще весной. Одна из задач, которую те призваны решить, — предотвращение катастроф на морском и речном транспорте. При этом в Минтрансе РФ подчеркивают, что готовы идти навстречу предпринимателям.
— Ограничение по использованию ветхого флота, конечно же, будет вводиться. Для этого сейчас проведена работа, мы узнали, какое количество судов требует замены до 2030 года — это 1 714 судов. Список мы передали в Минпромторг, которое работает с этим списком, — отмечает замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай. — Сейчас это все обсуждается именно для того, чтобы не навредить нашим судовладельцам.
И, коли нововведения неизбежны и обсуждаются лишь корректировки и пути навстречу, готовиться к ним нужно уже сейчас. Такая работа в Хабаровском крае ведется.
Больше судов — меньше проблем
На прошлой неделе прошла двусторонняя встреча губернатора Дмитрия Демешина и помощника президента РФ, руководителя Морской коллегии РФ Николая Патрушева. Они обсудили загрузку судостроительных предприятий региона, а также план по развитию отрасли. Шел разговор и о загрузке Хабаровского судостроительного завода.
Дмитрий Демешин
Напомним, что ХСЗ до конца этого года должен перейти в собственность региона. Такие перемены инициировал глава Хабаровского края. В условиях, когда предстоит заместить попавший под сокращение флот, наращивание мощностей производства судостроительного завода — задача для региона первостепенная.
«Хабаровский край готов развернуть на своих мощностях обновление рыбопромыслового флота и вспомогательных судов. Предприятия способны выпускать надводные суда любого назначения, в том числе рыбопромысловые — длиной до 200 метров. Мы готовы выходить даже и на платформенное судостроение. Для этого требуется доработка мер поддержки на федеральном уровне», — написал по итогам встречи в своем тг-канале (18+) губернатор.
В ходе визита Николая Патрушева в Хабаровский край Дмитрий Демешин обозначил и ряд проблем ХСЗ. Он предложил программу, положения которой направлены на обеспечение завода заказами.
«Амурский судостроительный завод загружен на 100%, выполняя как военные, так и гражданские заказы. Такой же загрузки мы хотим добиться и для Хабаровского судостроительного завода. Для этого нужна программа развития Амура, чтобы пассажирские и грузовые суда на системной основе вновь ходили по нашей великой реке. Мы подготовили соответствующую программу, она сейчас на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. В ней два ключевых направления: строительство судов по типовым проектам в льготный лизинг и по госзаказу, а также обновление инфраструктуры речных портов и причалов. ХСЗ имеет мощную производственную базу и специалистов, и мы настаиваем на его передаче в собственность края», — подчеркнул глава региона.
Загрузка ХСЗ позволит предприятиям региона восполнять потребности в новых судах, согласился президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края.
— У нас два судостроительных завода: действующий Амурский судостроительный в Комсомольске-на-Амуре и практически незагруженный Хабаровский судостроительный завод. Но ХСЗ работает и строит только среднетоннажный флот. Губернатору нужна прежде всего загрузка ХСЗ, потому что сегодня предприятию нужна поддержка в том числе и с точки зрения небольшого обновления. Поэтому обращение губернатора Дмитрия Демешина своевременное и направлено на развитие судостроения в Хабаровском крае, — отметил Сергей Рябченко.
Закрыть запросы всех компаний силами заводов одного региона, конечно, не выйдет. Это задача федерального масштаба — учесть возможности бизнеса перед введением ограничений. Но вектор, заданный главой Хабаровского края, верен, подчеркивает глава Ассоциации рыбопромышленников, добавляя, что спрос на суда можно стимулировать за счет выработки механизмов поддержки на уровне федерации.
— Необходимо отметить, что в России с 2019 по 2025 годы было построено всего 47 судов в рамках инвестквот. Из них 22 — краболовы. А за пять лет, до 2030 года, требуется заместить более 500, что практически невозможно. Поэтому сначала нужно продумать как строить, кому строить и на какие деньги. Государство должно предложить какое-то решение — лизинг, лизингополучатель, государство, лизингодатель. Предприятия, например, получают судно, отрабатывают и затем возвращают деньги, — подводит итог Сергей Рябченко.
Больше о бизнесе и политике в Хабаровском крае читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».
Вероника Строева
Фото: Ольга Цыкарева, пресс-служба правительства РФ, freepik (18+)
Возрастная маркировка 18+
На данной странице распространяется информация интернет-портала, освещающего деятельность периодического печатного издания, газеты «Дальневосточное Обозрение», свидетельство ПИ
№ ТУ27-00778 от 28 апреля 2023 г.
Учредитель и издатель газеты: ООО «Коммуникационная группа «Медиатехнологии».
Главный редактор газеты: Никитенко Евгений Владимирович