В 2025 году конъюнктура мирового рынка сложилась так, что не только логистика поставок, но и добыча угля становится актуальнее именно на Дальнем Востоке. Выводы экспертов основаны на банальных расчетах: транспортировка из основного добывающего региона страны — Кузбасса через западные порты РФ обходится слишком дорого (около половины итоговой стоимости товара на рынках Индии, Шри-Ланки и Китая). Решение в виде разворота логистики на Восток частично исправляет ситуацию. Но на этом фоне гораздо большие перспективы открываются перед добывающими предприятиями ДФО. И, например, в Хабаровском крае такая компания есть — АО «Ургалуголь» в Верхнебуреинском районе.
Добыча угля 2025 на Дальнем Востоке: Кто? Где? И сколько?
В Верхнебуреинском районе Хабаровского края занимаются как добычей угля, так и его переработкой. Начнем с первого.
В активе АО «Ургалуголь» шахта «Северная» и разрезы «Правобережный» и «Буреинский». По итогам первого полугодия 2025-го предприятию удалось добыть на 500 тысяч тонн твердого топлива больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
— Все производственные подразделения компании: шахта «Северная», разрез «Правобережный», разрез «Буреинский», работают с положительной динамикой. А бригада Вячеслава Полеваева на шахте «Северная» установила в марте рекорд по добыче угля, — заявил в рамках прямой линии с сотрудниками предприятия генеральный директор АО «Ургалуголь» Валентин Калашников.

В лидерах и разрез «Правобережный». По вскрышным работам, позволяющим обеспечить доступ к полезным ископаемым, он добился роста в 6,7 миллиона кубометров к аналогичному периоду прошлого года.
— Здесь нам очень помогла головная компания, — говорит Валентин Калашников. — Благодаря ей, мы пополнили свой парк современными экскаваторами. Два из них абсолютно нового для нас, канатного, типа. Они помогут достигать высоких производственных показателей именно в суровых климатических и горно-геологических условиях Дальнего Востока. Сейчас экскаваторы в стадии обкатки. Формируются и срабатываются их экипажи. Но есть уже первый положительный результат: экскаватор №60 показывает результаты выше, чем на другой аналогичной технике.
По словам гендиректора компании, в Хабаровский край продолжают поступать также и новые БелАЗы. Готовы к работе 11 машин, еще четыре в пути. Пополнив парк, они также должны обеспечить рост производственных показателей.
Обработка угля: глубокая модернизация
Как мы уже отметили ранее, у АО «Ургалуголь» имеются также два актива, позволяющие обрабатывать твердое топливо: обогатительная установка — 22 (далее — ОУ-22) и обогатительная фабрика «Чегдомын».
Первая в этом году также превзошла ожидания.
— После проведенной в прошлом году модернизации, смены этой производственной единицы продемонстрировали отличную динамику – плюс 500 тысяч тонн. Коллектив освоил новое оборудование, сплотился, полон энергии. И тот амбициозный план – переработать 3 миллиона 100 тысяч тонн, который взят, выполняется даже с опережением, — добавил Валентин Калашников.
Другой объект, фабрика «Чегдомын», тоже проходит глубокую модернизацию. Под новый год здесь в тестовом режиме запустили отделение флотации — обогащения с помощью специальных растворов. Сейчас его полноценный ввод в работу лишь вопрос согласования с госорганами.
— Сама модернизация, несмотря на ее глубину и масштабность, проходит в режиме работы фабрики с минимально короткими остановками, — говорит Валентин Калашников. — По сути, мы на месте имеющихся мощностей строим новую фабрику. Одна линия обогащения уже модернизирована и показывает хорошие результаты. Коллектив достаточно успешно осваивает новые технологии. Есть, конечно, технические и технологические проблемы, но все они решаемы. Уже сегодня мы видим очень позитивные перспективы. И есть большая уверенность, что в конце третьего квартала мы выйдем на плановые параметры фабрики. А это позволит всей нашей компании нарастить производственные показатели.
Сейчас фабрика «Чегдомын» выполняет оперативный план с опережением на 300 тысяч тонн.
Российский уголь на мировом рынке: тенденции — 2025
Не секрет, что угольная промышленность России пребывает в кризисе. К примеру, замминистра энергетики страны Дмитрий Исламов сообщал, что к концу прошлого года сальдированные убытки отрасли превысили 112 млрд рублей и продолжают расти. К середине этого года уже 51 угольная компания страны находилась на грани банкротства или была закрыта. Но кризис — это время возможностей.
Тем более, что потребность мировой экономики в угле не снижается. За 2024 год объемы угольной генерации электроэнергии, к примеру, приросли на 1% и составили 10,7 ТВт/ч. Таким образом, более трети всего электричества планеты вырабатывается за счет твердого топлива. Причем основной вклад в увеличение спроса внесли главные экспортные рынки российских угольщиков: Китай (+ 1,2%), Индия (+ 5,5%), в целом Юго-Восточная Азия (+ 8%).

Не удивительно, что растут и объемы торговли данным ресурсом. В 2024 году на планете добыли более 9 млрд тонн угля. Масштабы международных закупок также отметились новым рекордом: страны-потребители импортировали более 1,5 млрд тонн.
В условиях растущего спроса импортерам отказываться от поставок качественного российского угля в объеме примерно 200 млн тонн в год нерентабельно. Получается, кризис кризисом, а причин развиваться куда больше.
Подтверждением этому служит и статистика этого года. Так, «Дальневосточное обозрение» уже писало о том, что за первые 5 месяцев 2025-го экспорт угля из России показал умеренный рост. Объем зарубежных поставок увеличился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 81 млн тонн.
Основной рост поставок обеспечили дальневосточные порты: с января по май через них было вывезено 47,1 млн тонн угля (+6,5%), а соответственно основными транспортными артериями, по которым экспортный уголь добирается до берега моря стали Транссиб и БАМ. Для сравнения, через порты Северо-Запада отгружено 18,5 млн тонн (-18,5%), в южных портах — 7,8 млн (увеличение в 1,7 раза), через железнодорожные погранпереходы перевезено 7,9 млн тонн (-10%).
Дальнейшее наращивание масштабов экспорта угля напрямую зависит от темпов модернизации Восточного полигона РЖД. Однако и российские угледобывающие компании не сидят сложа руки. Они активно решают как финансовые, так и другие вопросы.
Например, в 2024 АО «Ургалуголь» вложило только в улучшение условий промышленной безопасности 1,23 миллиарда, а в этом году запланировано 1,5 миллиарда рублей.
— Верный вариант сохранения положительной экономики предприятия в этих условиях — снижение себестоимости продукции. Но не за счет зарплат или сокращения модернизации. Только за счет роста производительности. Чем больше производительность – тем дешевле наша продукция. Это аксиома. И над этим мы работаем и будем работать еще энергичнее. У нас уверенный взгляд в будущее. Мы такие сложные ситуации проходили не один раз, поэтому отчетливо видим свои перспективы. Просто надо максимально эффективно эксплуатировать современную технику и неукоснительно следовать технологии производства горных работ. Таким образом, мы считаем, что практически по всем производственным единицам можно добиться роста производительности порядка 30%, — прокомментировал Валентин Калашников.
Верхнебуреинский район бьет рекорды
С учетом пресловутой длины логистического плеча, сейчас преимущество получают добытчики, находящиеся как можно ближе к дальневосточным портам. Такое расположение позволяет снизить зависимость от транспортного монополиста.
Дополнительно предприятия активно работают над созданием собственной транспортной инфраструктуры. Например, недавно мы писали о том, что специализированный терминал в Ванино нарастил перевалочные мощности благодаря сдаче участка ж/д путей, ведущих от станции к порту. Аналогичное решение приняли и угледобытчики Верхнебуреинского района Хабаровского края. Здесь в конце декабря открылось движение поездов по соединительному железнодорожному пути (южная хорда) на станции Ургал-1.

В АО «Ургалуголь» отметили, что ввод данного объекта позволил существенно оптимизировать работу с грузами. Теперь сформированные составы направляются со станции Чегдомын напрямую к портам, минуя станции Ургал-1 и Новый Ургал. Данное решение позволит нарастить объем отгрузки и вывоза топлива для внешних и внутренних потребителей.
— Для сокращения времени нахождения поездного локомотива на железнодорожной станции Чегдомын, «Ургауголь» и ДВЖД реализуют такие мероприятия, как оборудование комнаты отдыха и выделение автотранспорта для локомотивных бригад, закупка мобильной станции для заправки топливом локомотива. Амбициозной целью совместной работы в 2025 году является запуск тяжеловесных маршрутов весом до 7 100 тонн, — сообщили в пресс-службе АО «Ургалуголь».
Если говорить о том, какое влияние новая инфраструктура оказала на темпы погрузочно-разгрузочных работ, то первое полугодие 2025-го позволяет без оговорок резюмировать: исключительно положительное.
— Плюс 630 тысяч вагонов выдало наше погрузочное предприятие к аналогичному периоду прошлого года, — говорит Валентин Калашников. — С начала 2025-го идем с показателем погрузки 310 вагонов среднесуточно. При этом осваиваем рекордные 350 вагонов в сутки. Получили техусловия на дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры, которая позволит вывозить нашу товарную продукцию в порты. Планируем строительство южной хорды железнодорожных путей и развитие железнодорожного парка Чегдомына. Все это позволит нам в перспективе отгружать до 450 вагонов в сутки.
Такая прокачка вкупе с масштабной модернизацией и делает возможным наращивание темпов добычи. А что насчет кадров?
Как живется шахтерам?
В условиях повсеместного кадрового дефицита (напомним, рекордно низкий уровень безработицы держится в стране уже не первый год) АО «Ургалуголь» удалось побить собственный рекорд: штат предприятия укомплектован на 95%. Последние пять лет предприятию оставалось только мечтать о подобных показателях. Сейчас на объектах трудятся 3550 человек при плане в 3728 специалистов!
И привлекательной работу шахтеров делают не только стабильность и высокая заработная плата, отмечают в «Ургалугле».
— Все наши сотрудники, которые чувствуют в себе силы и потенциал, могут рассчитывать на карьерный рост, — говорит Валентин Калашников. – В компании есть карьерный лифт, и нам требуются опытные руководители. Более того, наблюдаем дефицит кадрового резерва. Поэтому генерируем программы роста, постоянно ищем перспективные кадры для наших производств.

Часть привлеченных специалистов — жители других регионов. Но в планах у компании нарастить долю дальневосточников.
— 15 июня, — говорит Валентин Калашников, — мы совместно с руководством ДВЖД пустили первый специализированный вагон для доставки своих вахтовиков из Хабаровска в Чегдомын. В наших планах сократить перевахтовку с четырех до двух дней. Компания РЖД предоставила нам пока один вагон. А по большому счету нужен свой поезд из 12 вагонов, чтобы перевезти всех сотрудников «Ургалугля» из Хабаровска в Чегдомын на вахту. Это тоже наша перспектива.
Другую транспортную задачу угледобытчикам удалось решить уже совместно с правительством региона: взлетно-посадочная полоса обеспечит стабильное авиасообщение между Чегдомыном и Хабаровском. После наращивания авиапарка региона самолеты по данному маршруту смогут летать, если не ежедневно, то три-четыре раза в неделю.
Передовые шахты и разрезы станут ближе!
Больше новостей о работе АО «Ургалуголь» читайте в подборке материалов «Дальневосточного обозрения».
Ольга Цыкарева
Фото предоставлено АО «Ургалуголь»
Выплату НДПИ и страховых взносов для угольных компаний перенесут на конец осени
Угольные терминалы Хабаровского края готовы вложиться в развитие Ванинского района

Журналист и фотограф «Дальневосточного обозрения». Пишу о бизнесе, политике, IT, недвижимости, финансах, экологии, культуре и туризме.
— Здесь нам очень помогла головная компания, — говорит Валентин Калашников. — Благодаря ей, мы пополнили свой парк современными экскаваторами. Два из них абсолютно нового для нас, канатного, типа. Они помогут достигать высоких производственных показателей именно в суровых климатических и горно-геологических условиях Дальнего Востока. Сейчас экскаваторы в стадии обкатки. Формируются и срабатываются их экипажи. Но есть уже первый положительный результат: экскаватор №60 показывает результаты выше, чем на другой аналогичной технике.